Андрей Чибис о городской среде, капитальном ремонте и ОДН

В четверг, 2 февраля, заместитель редактора газеты «Коммуналка онлайн» Светлана Матвеева и эксперт издания, директор региональных проектов Первой городской управляющей компании Борис Кичкин приняли участие в пресс-завтраке с заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Андреем Чибисом. В формате беседы заместитель министра рассказал о новом проекте «Формирование комфортной городской среды», о капитальном ремонте и основных проблемах ЖКХ, ответил на вопросы журналистов.

Поездка на встречу с заместителем министра строительства и ЖКХ, главным жилищным инспектором страны была организована при поддержке СРО «Национальный жилищный конгресс». Вопросов к Андрею Чибису, который среди многих чиновников от ЖКХ выделяется своей открытостью прессе, у нас и наших читателей накопилось немало. Но главный, который мы и задали, это, конечно, о новой системе расчета ОДН, которая вызвала в Орле заметный рост начислений по жилищной услуге и понятное недовольство жильцов многоэтажек. Поэтому сразу – о главном.

«НА ЗАВЫШЕННЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОДН БУДЕМ РЕАГИРОВАТЬ ЖЕСТКО»

«С 1 января 2017 года плата за ресурсы, необходимые для содержания дома, была ограничена нормативом и вошла в жилищные услуги, — напомнил Андрей Чибис. — Это вода, которая нужна для влажной уборки, электричество для освещения подъезда и работы лифта и так далее. Раньше плата за эти расходы относилась к категории коммунальных услуг и ее размер колебался в зависимости от того, сколько дом реально потребил ресурсов. Надо сказать, что это позитивное изменение. Ведь именно эта строчка по ОДН достаточно справедливо вызывала вопросы у многих потребителей, потому что она не контролировалась и постоянно менялась.

Но мы понимаем, что часть такого потребления могла быть связана с утечкой из-за аварии или отсутствием приборов учета в каких-то квартирах. То есть жильцы оплачивали и перерасход своих соседей, и весь небаланс. Сейчас возможность такого злоупотребления исключена, и управляющие компании получили серьезную мотивацию работать над энергоэффективностью, а также стимулировать установку приборов учета. Одновременно мы дали дополнительные полномочия управляющим компаниям по фиксации реального количества проживающих в квартире, но незарегистрированных людей.

Размер платы за общедомовые нужды рассчитывается, исходя из норматива, который установлен в каждом регионе. Это позволит собственникам жилья четко понимать, за что и сколько они платят. Здесь я хотел бы пояснить несколько нюансов. Конечно, есть не очень большая группа собственников, которые со своим ТСЖ, со своей управляющей компанией добились еще меньшего потребления, чем тот норматив, который установлен. Норматив выше, чем реальное потребление дома, – это у очень маленького количества домов. Практика показывает, что большинству домов выставляли по факту ОДН гораздо больше, чем норматив, который утвердили региональные власти.

Мы сейчас внимательно следим за теми нормативами, которые установлены региональными властями. Времени на подготовку было достаточно, изменения в законодательство в части ОДН были приняты еще в июне 2015 года. Мы внимательно мониторим те квитанции, которые сейчас стали поступать в министерство и будем реагировать очень жестко, если нормативы в каких-то регионах завышены.

Также вступило в силу законодательство, по которому полномочия по проверке законности установления нормативов и требования их скорректировать есть у Государственных жилищных инспекций. До этого не было ни одного органа регулирования, который бы вправе был их проверить!

Для тех собственников, которые вместе с управляющей компанией добились, что потребление общедомовых нужд в их доме ниже норматива, есть два пути. Во-первых, по решению собрания собственников, можно продолжить оплачивать общедомовые траты на электричество и водоснабжение по фактическому потреблению. Второй путь – с помощью ГЖИ добиться от региональной власти пересмотра этого норматива, в том числе норматив может быть снижен и на конкретный дом.

Напомню, что до 1 июля 2017 года регионы должны актуализировать нормативы, и корректность их установки будет проверяться органами Жилищного надзора. Есть управляющие компании, которые работали по программам энергосбережения, но их единицы. Раньше ОДН были проблемой жителей. Как только ОДН включили в состав жилищной услуги, это становится проблемой управляющей компании. Появляется мотивация заниматься энергосбережением.

Есть стимул заниматься с недобросовестными потребителями, которые подкручивают счетчики. Управляющая компания вправе теперь поставить пломбу на прибор учета, вправе выставлять аж 10-кратный коэффициент к нормативу. Понимаю, что это болезненный путь. Но все изменения проходят нелегко».

МИЛЛИАРДЫ НА БЛАГОУСТРОЙСТВО ДВОРОВ

Главной темой встречи был новый приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», который может стать очень интересен для жителей орловских многоэтажек. Судите сами: в 2017 году порядка 27,2 млрд рублей планируется потратить на благоустройство общественных зон, дворов и парков в субъектах федерации, 2/3 этих средств субсидий пойдет именно на благоустройство наших дворов.

Для того чтобы получить федеральную субсидию, региональные и муниципальные власти должны до 1 марта 2017 года создать межведомственную комиссию по координации и контролю за реализацией проекта, куда войдут представители Администрации Президента РФ, Общероссийского Народного Фронта, политических партий и общественных организаций и предпринимательских сообществ. До 15 марта нужно утвердить региональную и муниципальную программы формирования комфортной городской среды на 2017 год, до 1 сентября – утвердить такие же программы на 2018-2022 годы. До 1 ноября 2017 года в городе должны быть утверждены современные муниципальные правила благоустройства.

Простыми словами, любой многоквартирный дом может стать участником проекта и получить деньги на благоустройство двора. Все зависит от инициативы жителей. Смогли сорганизоваться, провести общее собрание и принять решение об участии в проекте с перечнем работ – получите деньги. Не проявили активность – остаетесь ни с чем.

Основной принцип проекта – общественное участие. Это означает не только участие общественности в обсуждении, но и свободное право предложения объектов для включения в программы формирования городской среды.

В конце марта Минстрой обещает утвердить минимальный перечень работ по благоустройству двора, на который будет выделяться федеральная субсидия. Кроме того, в каждом муниципалитете могут быть утверждены и дополнительные перечни работ. Работы по дополнительным перечням будут производиться на возмездной основе, но это могут быть не только деньги, но и, допустим, трудовое участие жителей.

«В этом и состоит главная задача проекта «Формирование комфортной городской среды, — отметил Андрей Чибис. – Мы хотим привлечь людей к трудовому участию в благоустройстве среды проживания, люди должны почувствовать сопричастность к улучшению своего двора, своего города».

Кстати, муниципальные власти за счет федеральной субсидии должны будут в 2017 году благоустроить в городе одну из общественных зон.

СОБСТВЕННИКАМ ПРЕДЛОЖАТ «МЕНЮ КАПРЕМОНТА»

Тему капремонта на встрече с замминистра строительства и ЖКХ обойти было невозможно. По мнению Андрея Чибиса, острота проблемы по капремонту «ушла из красной зоны». В основном благодаря тому, что введенные механизмы показывают свою эффективность.

«Сейчас мы перепроверяем данные субъектов по 2016 году, но уже совершенно очевидно следующее. С 2014 года по программам капремонта отремонтирована 71 тысяча многоквартирных домов, 236 миллионов квадратных метров, на них проживает почти 10 миллионов человек. Это результаты работы новой системы», — отметил Чибис.

Сегодня главные акценты таковы. Первое – нужно запустить не просто ремонт, а еще и энергоэффективный. На это направлено постановление правительства о финансовой поддержке энергоэффективного капитального ремонта. «До 5 млн рублей готовы давать тем многоквартирным домам, которые сокращают энергопотребление и делают капитальный ремонт с повышенной энергоэффективностью. На эти цели выделено порядка полумиллиарда рублей. Планируем, что с 2018 года каждый региональный оператор сможет предлагать на выбор собственникам квартир «меню ремонта». Более того, мы видим, что такие меры, как установка индивидуальных тепловых пунктов, еще и окупается», — сказал Андрей Чибис.

Кроме того, утверждены требования к региональным операторам, которые теперь обязаны не только предоставлять на своих сайтах информацию о том, что дом отремонтирован, но и размещать копии актов и фотографии скрытых работ.

«Как и обещали, дорабатываем сейчас методику, как простой собственник может понять, что хорошо и что плохо в капитальном ремонте. Готовим также единую федеральную методику расчета стоимости капремонта, чтобы избежать случаев, когда одни и те же виды работы в регионах с одинаковым климатом могут стоить по-разному», — сообщил Андрей Чибис.

Говоря в целом об отрасли, Андрей Чибис назвал три основные задачи, которые ставит Минстрой в сфере ЖКХ на 2017 год перед муниципалитетами. Это улучшение ситуации в части организации системы вывоза твердых бытовых отходов, освещения и озеленения. Это задачи для муниципальных и региональных властей. В заключение беседы Андрей Чибис сказал и о тех стратегических задачах, которые ставятся на уровне федерации:

«Весь набор инструментов, которые сейчас внедряются в ЖКХ, нужен для наведения порядка на рынке. Изменения к лучшему происходят. Хорошо уже то, что по данным социологии 15% опрошенных видят: управляющие компании стали лучше заниматься содержанием их дома. Но мы прекрасно понимаем, что проблем в сфере управления еще значительное количество.

Сама культура производства, то есть стандарты сервиса управления жильем, еще не привита нашим управленцам от ЖКХ, к сожалению. Поэтому планируем принять законодательно следующие вещи.

Первое: упростим лицензионный контроль за грубые нарушения. Дом будет изыматься из управления после двух грубых нарушений без необходимости доказывать это в суде.

Второе: исключим посредников из цепочки оплаты. Тогда сами с рынка уйдут те, кто пришел управлять не домами, а чужими деньгами.

И третье — это сервис. Помимо требований, которые установлены в части технологического содержания дома, задача поэтапно внедрить требования к качеству сервиса. Потому что от управляющей компании мы ждем сервиса и доброжелательного к нам отношения. Через две-три недели мы собираемся вынести на суд общественности, что есть стандарты сервиса в управлении жильем».