«Общий котел»? Не вкусно!

На прошлой неделе произошло событие, которое произвело немалое волнение в умах председателей советов собственников Заводского района. Их собрали в администрации Заводского района для встречи с работником НО «Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области». 

Дело в том, что за последний год в каждом втором многоквартирном доме Орла прошли собрания по переходу из «общего котла» Фонда капремонта на спецсчет. И на этих собраниях люди выбирают спецсчет как форму защиты от беспредела, который творится в ремонтируемых из «общего котла» домах. Брак, недоделки, отсутствие сметной документации, каких-либо документов на вводимое оборудование, раскрытые зимой крыши, оштукатуривание фасада в мороз – все это продолжается третий год на виду у общественности и председателей советов собственников, которые, естественно, хотят спасти, уберечь свой дом от подобной напасти.

К тому же тем, у кого срок капремонта наступает через 30 лет, можно начать ремонтные работы намного раньше, пусть и с меньшими средствами. Т ак как федеральная власть законодательно поощряет подобную инициативу, сократив срок перевода денег на спецсчет с двух лет до года, а также предусмотрев дополнительную финансовую защиту банковских специальных счетов, логично было бы предположить, что и региональные власти будут придерживаться такой же линии.

Однако интересный факт: во время проведения собраний по переходу на спецсчет городские чиновники, которые голосуют за квартиры, находящиеся в муниципальной собственности, воздерживаются или голосуют против спецсчета. На вопрос «почему» отвечают: нам запрещено голосовать за спецсчет. Вертикаль власти работает. Учредителем Фонда является Орловская область. Функции и полномочия учредителя Фонда от имени Орловской области осуществляет Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства. Какой смысл удерживать дома в «общем котле»? Очень простой. Подрядчиков в этом случае выбирает Фонд.

Правильных, нужных Фонду подрядчиков. Акты выполненных работ, кстати, тоже подписывает Фонд. Посмотрите на результаты конкурсного отбора за последние два года: сплошь фирмы, зарегистрированные в Санкт-Петербурге, Москве, Туле — где угодно, только не в Орле. Вполне обычная для области чехарда кадровых назначений – и вот уже все, кто мог быть замешан в лоббировании интересов подрядчиков, которые после перечисления средств на их счета испарились из области, сами благополучно убыли в неизвестном направлении. Посмотрите на портретную галерею – все эти люди уже собрали чемоданы и покинули наш гостеприимный край. Оставив в наследство дома, отремонтированные под их «чутким» руководством. Отремонтированы так, что лучше бы и не брались. При этом суммы, потраченные из Фонда, впечатляют – 18, 26, 35 млн рублей.

ЧТО ДЕЛАТЬ ТЕМ, КОГО УЖЕ «ОТРЕМОНТИРОВАЛИ» Один из таких домов – № 28 по улице Ленина. Там на прошлой неделе работала комиссия по установлению фактически выполненных работ, половину которой составляли сотрудники Фонда. Почему заказчик работ не имел на руках смет и плана работ, чтобы сопоставить его с фактически выполненными работами? На этот вопрос ответ не был получен. Завидев в окно членов комиссии, вышла жительница, в коммунальной квартире которой после капитального ремонта вечером стала пропадать холодная вода из-за того, что труба холодного водоснабжения была заменена на меньший диаметр. Вопиющих недоделок, которые видны невооруженным глазом, в доме № 28 набирается много: фасад уже весь пошел трещинами, козырьки над подъездами во время капремонта сняты и сданы в металлолом, а новые не поставлены, ремонт в подвале не выполнен, не заменены выпуски канализации, не окончены работы по замене кровли, в фундаменте дома с внутренней стороны есть трещина шириной с ладонь. Возможно, будь на руках специалистов планы работ, брака было бы обнаружено гораздо больше.

Однако, как стало понятно, отсутствие планов и смет – эффективная уловка, затрудняющая любую проверку, в том числе и силовых органов. Ведь при ремонте проводится много скрытых работ – например, замена проводки. Когда ремонт закончен, вскрывать штукатурку, чтобы проверить, какой по дому проходит кабель, никто не будет. Комиссия также проверяла дома № 21, 37, 8 по улице Ленина, на Тургенева, 48, Гуртьева, 5. Всюду, завидев представителей Фонда, выходят председатели советов собственников в надежде на то, что недоделки заактируют и начнут исправлять.

Но это не так. Деньги Фонда на эти дома уже потрачены, а комиссия по выявлению недоделок фактически лишь оказывает техническую помощь в возбуждении уголовного дела. От уголовного дела разве станут эти дома лучше? Разве залатают кровлю и сделают подвал? Конечно, нет. На самом деле потрачены не те деньги, которые были собраны жителями этого дома за время существования Регионального фонда капремонта, потрачены деньги, которые собирали в «общий котел» мы с вами, все жители. А жители отремонтированных домов будут платить еще лет 35 в Фонд за тот ремонт, который уже сегодня осыпается на их глазах. О гарантийных работах вообще речь не идет – в Фонде только разводят руками и говорят, что подрядчик исчез. Исправление брака можно получить, только пройдя через адовы судебные тяжбы с Фондом. Другого способа нет.

Так что Региональный фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Орловской области сделал все для антирекламы самого понятия «общий котел». Последствия разрухи, которую устроил Фонд в отремонтированных домах, мы будем расхлебывать еще много лет. Так что думайте сами, решайте сами.

Ольга ЖЕРНАКОВА

ИЗ УСТАВА ФОНДА Фонд перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими Фонд капитального ремонта на счете Фонда, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании Фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными Фондом.

КСТАТИ Сотрудники полиции 12 октября провели выемку документов в Региональном фонде капремонта. Оперативно-розыскные мероприятия, отметил источник, проводились в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении экс-гендиректора фирмы «321 ВСУ» (работала на юбилейных объектах) и бывшего замдиректора Фонда Артура Саркисова.