О подъемниках- «иномарках», сырой электронике и других издержках капремонта лифта

Жильцам большого девятиэтажного дома по Московскому шоссе, 113 повезло: в конце 2017 года по программе капитального ремонта во всех восьми подъездах были установлены новенькие лифты. Но счастье для большинства оказалось недолгим: новые подъемники стали катастрофически часто ломаться.
— В нашем пятом подъезде лифт после запуска работал через день, постоянно приходилось вызывать бригады ремонтников, — рассказывает житель дома Вадим Попов. – Стояла кабина и сутки, и половину суток, а бывало, и 3-4 часа. Закончилось все это только ближе к Новому году, и долго ли он теперь протянет – неизвестно. Лифт красивый, но многие функции не работают. Я, например, просил на панели часы правильно выставить. Но – нет, говорят. Хотя понимаю, что это не влияет на процесс работы.
На самом деле влияет. Лифт EKOMAKS производства Щербинского лифтостроительного завода, как сейчас говорят, «навороченный»: на панели кабины не только электронные часы, но и экран с мультиками, которые меняются с каждым этажом в процессе подъема. Современный подъемник напичкан электроникой, требующей к себе
тонкого и бережного отношения. Чуть что, выходит из строя. Это и становится одной из причин частых поломок.
НЕМНОГО СТАТИСТИКИ
В Первой городской управляющей компании, по данным комплексной системы ЖКХ-РЕГИОН, недавно сделали аналитику поломок лифтов, установленных в 2015-2017 годах по программе капитального ремонта. За это время на жилом фонде, находящемся под управлением группы Первой городской, заменили 12,8% подъемников, это 104 лифта. Из них сейчас в безаварийном режиме работают только 15 Еще 17 подъемников, установленных в 2015-2016 году, то есть уже прошедших процесс отладки, вызывают постоянные нарекания. И далеко не везде новые лифты работают лучше прежних.

— После замены части лифтов в целом статистика работы лифтового хозяйства несколько улучшилась, — говорит Дмитрий Нахимов, руководитель службы эксплуатации Центральной диспетчерской службы Первой городской. – Но не скажу, что эти улучшения стали значительными. По некоторым адресам новые лифты выходили из
строя даже гораздо чаще, чем старые. Где-то чаще, где-то реже, но ломаются все.
Проблема в том, что старые лифты были устроены гораздо проще и сделаны прочнее современных моделей. Проще было восстановить их работу. Из-за обилия электроники новые лифты очень требовательны и к электроснабжению. Если старый лифт при скачке напряжения мог сам восстановиться, то современные сразу включают защиту и прекращают работу. Далеко не всегда можно найти и замену вышедшей из строя детали.По данным ЖКХ-РЕГИОН, 44% отказа оборудования новых лифтов связано с тем, что срабатывают приборы и устройства безопасности, защиты, контроля. 19% — это поломки механизмов, элементов и рабочих
узлов кабины, еще 19% поломок связано с элементами оборудования шахты.
— Зачастую это может быть вызвано недоделками при монтаже, — считает Дмитрий Нахимов. – Ведь для того, чтобы грамотно смонтировать лифт, нужны специалисты с опытом и с определенным образованием.
На момент запуска и отладки много проблем возникает именно с дверями шахты, а также с цифровой «начинкой». В основном у нас ставят лифты нижегородского завода, небольшой процент
щербинских, есть даже несколько «ОТИСов». Последний производитель считается самым качественным, это «иномарка» среди лифтов, но вот с «ОТИСами» проблем даже больше. Установить такую «иномарку» на многоквартирный дом – все равно что отдать настоящую буйным подросткам. Как любая хорошая иномарка, лифт фирмы OTIS требует хорошего ухода и очень чувствителен к небрежному обращению. Подъемное оборудование
OTIS установлено во многих известных высотных зданиях, включая Эйфелеву башню, Эмпайр Стейт-билдинг, башни Петронас, Си- Эн Тауэр. Такие элитные лифты у нас устанавливают обычно в
гостиничных комплексах, отелях, престижных торговых центрах – там, где за ними есть постоянный присмотр. А в орловских многоэтажках, увы, по данным того же ЖКХ-РЕГИОН, 25% поломок вызвано «человеческим фактором».

Возникает вопрос: кто должен был позаботиться о выборе подходящих подъемников для установки по программе капитального ремонта?
ТАКИЕ ДОЛГИЕ ГАРАНТИИ
Понятно, что затраты на отладку работы лифта, установленного по программе капитального ремонта, не входят в тариф. По идее, устранять недоработки должны по гарантии подрядчики, нанятые региональным Фондом капитального ремонта общедомового имущества МКД. Отметим, что некоторые из этих подрядчиков давали
гарантию аж на 25 лет вперед. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
— На сегодняшний день отладка установленных лифтов – это «головная боль» наша, а не подрядчиков, — говорит исполнительный директор ООО «Лифтсервис» Василий Лукьянчиков. – После того как лифт передан нам в эксплуатацию, я не могу его остановить в ожидании подрядчика. Мы вынуждены принимать меры, ведь есть
нормативы, по которым лифт не может стоять более определенного времени. Скажем, лифт с пассажиром – не более 30 минут. Хотя, конечно, если по-хорошему, то какое-то время после пуска лифта подрядчики должны бы сидеть в Орле и заниматься пуско-наладкой. Как это обычно делают на любом производстве.
Действительно, лифт должен работать все 24 часа в сутки. Даже в самом явном гарантийном случае (а его еще нужно обосновать), пока подрядчик приедет из другого города, пока сделает обследование и установит причину поломки, времени пройдет немало. Поэтому получается единственный выход – недоделки подрядчика
управляющая компания устраняет за счет средств текущего ремонта дома.
И все же по Московскому шоссе,113 гарантийное письмо на устранение тех поломок, которые выявились за первые три месяца эксплуатации, готовится. Ведь практически новые лифты, а уже масса неисправностей и постоянное застревание! Если будет установлено, что это гарантийный случай, то неисправности будут устраняться либо
монтажниками, либо заводом-изготовителем.
ВОПРОСЫ ПОКА БЕЗ ОТВЕТОВ
На Московском шоссе, 113 мы побывали вместе со съемочной группой ГТРК «Орел» и Русланом Перелыгиным, депутатом Орловского областного Совета народных депутатов, членом комитета по жилищному строительству и ЖКХ облсовета, руководителем фракции «Справедливая Россия».

— Ко мне обратились жители этого дома с жалобами на то, что новые лифты практически во всех подъездах выходят из строя, — рассказывает Руслан Перелыгин. – Я сделал депутатский запрос в управляющую компанию, где мне предоставили статистику. Оказалось, что в течение одного месяца с даты ввода в эксплуатацию лифтов на этом доме случилось 60 аварий!
Эту цифру Руслан Перелыгин озвучил на заседании профильного комитета и задал вопрос руководителю регионального Фонда капитального ремонта: как получилось, что акты подписаны, подрядчики уехали, а жители и управляющая компания остались с неработающими лифтами? У представителей фонда ответ один: лифты на гарантии. Так что, пишите письма.
— Я считаю, что необходимо вводить хотя бы месяц тестовой эксплуатации лифтового хозяйства после его установки, — говорит Руслан Перелыгин. – И только потом, после тестирования, когда все замечания будут устранены, можно подписывать акты выполненных работ и закрывать финансовые обязательства фонда перед
подрядчиком.

— А недостатков много по целому ряду причин, — продолжает депутат. — Например, в лифтах на Московском шоссе, 113 постоянно ломаются семь из восьми досок приказа. Я спросил у специалистов: почему? Была названа причина – «сырая электроника». Что это значит? Простыми словами, «серая», закупленная у неизвестного производителя. Сегодня в России практически ничего не производится, а закупается: кабина от одного производителя, лебедка – от другого, электроника – от третьего. И все это на месте интегрируется. Получается, все это собрали, а протестировать забыли.

Кстати, в мае прошлого года Минстрой России выпустил красочную брошюру для жителей МКД «Рекомендации по приемке работ по капитальному ремонту». Из нее можно узнать, что в перечень работ по капремонту лифтов входит:
— ремонт и (или) замена лифтового оборудования;
— пусконаладочные работы по электротехническим устройствам
лифта;
— ремонт внутренних стен, устройств и конструкций лифтовых шахт,
машинных и технических помещений.

Депутат намерен продолжать разговор с региональным Фондом капитального ремонта и, в частности, решать проблему с лифтами дома по Московскому шоссе. Но вопросы к фонду есть и у нас, мы пишем об этом постоянно. Полномочий по работе с подрядчиками и контролю за их работой у фонда достаточно. Кто мешает создать для подрядчика грамотное техническое задание, самих подрядчиков отбирать жестче, надежных и опытных? Тогда, скорее всего, не захотят работать с Орлом сомнительные фирмы с виртуальными гарантиями.