Долг перед своим домом
Ровно год назад в Первой городской управляющей компании стартовала комплексная программа взыскания задолженностей. Подводим первые итоги. С колько существует квартплата, столько же времени находятся люди, задолжавшие по этой строке. Причины могут быть разные. И редко это крайняя бедность, ведь всем нуждающимся государство готово выдать субсидию на оплату коммунальных услуг. На деле кто-то страдает забывчивостью, а кому-то просто удобно платить раз в полгода, несмотря на то, что многоквартирный дом требует ежедневного обслуживания. Есть и те, кто отказывается платить «по идеологическим» соображениям, как одна из орловчанок, желающая отомстить таким образом своей управляющей компании. Кто же на самом деле страдает от недоплат по строке «содержание и обслуживание жилья»? И какие меры могут быть приняты к должникам? Об этом мы беседовали с руководителем ООО «Эксперт-право» Евгением САПРЫКИНЫМ.
— В апреле прошлого года среди управляющих компаний, входящих в группу Первой городской, была активизирована и поставлена на современные рельсы работа по взысканию дебиторской задолженности, — рассказывает Евгений Сапрыкин. – Речь идет о взыскании долгов не только с населения. Пристальное внимание было уделено задолженности по нежилым помещениям. Их собственниками могут быть как физические, так и юридические лица: это магазины, офисные центры и предприятия сферы услуг, помещения муниципальных и государственных органов, расположенные обычно на первых этажах жилых домов. Долги здесь образовались немалые. — Допустим, в многоквартирном доме расположился магазин, который не платит управляющей компании за содержание и техническое обслуживание жилья. Кто пострадает от этого в первую очередь?
— Ну, конечно, жильцы дома. Ведь подвал, крыша, общедомовые сети принадлежат всем, а их нужно на какие-то средства содержать и ремонтировать. Гражданский и Жилищный кодексы не разделяют в плане ответственности и бремени расходов на содержание своей собственности собственников жилых или нежилых помещений. Все они должны своевременно вносить плату. Недобор по этой плате, естественно, сказывается и на своевременности предоставления жилищных услуг, и на качестве содержания жилья.
В последние годы требования к управляющим компаниям возросли: это и обязательное размещение информации в интернете, и осмотры, и диагностика. Эти требования рассчитаны на то, что услуги УК полностью оплачиваются. Кроме того, при отсутствии прямых расчетов УК должны еще и своевременно рассчитаться с «Межрегионгазом», «Водоканалом», «ИНТЕР РАО» по предоставленным ресурсам. Как это сделать, если собственник не платит? Поэтому борьба с неплатежами и взыскание задолженностей становится сегодня одним из элементов управления многоквартирным домом. В Первой городской управляющей компании специально для этих целей разработан новый программный продукт, который позволяет вести учет дел, находящихся на рассмотрении в судебных органах, главное – отслеживать весь путь взыскания, до выплаты долга.
Сегодня уже очевиден результат: в картотеке арбитражных дел города Орла львиную долю составляют дела, которые были возбуждены по исковым заявлениям управляющих компаний. Практически каждый день рассматриваются наши иски. — И каков результат? Количество долгов сократилось? — Да, сократилось. Только по нежилым помещениям у нас в работе находилось в этом году 434 дела на общую сумму более 16 млн рублей. Многие должники, увидев серьезный подход к взысканию долгов, оплатили их в досудебном порядке. Правда, из-за несвоевременной оплаты им пришлось внести еще и пени за просрочку платежей в соответствии с Жилищным кодексом. Часть собственников оплатила долги в ходе рассмотрения судебных дел. Было заключено несколько мировых соглашений с небольшой рассрочкой платежей. И уже удовлетворено 195 наших исков на общую сумму более 7,6 млн рублей.
В этой сумме преимущественно оплата жилищной услуги и ОДН. — Но все же те, кто в сумме задолжал более семи миллионов рублей, отказывались оплачивать долги и ждали решения суда. Они надеялись, что долг исчезнет сам по себе? — Сложно сказать. Есть одна очень действенная мера для злостных неплательщиков, которая в последнее время значительно повысила платежную дисциплину. Это взыскание судебных расходов. Особо активный неплательщик может затягивать судебный процесс, оспаривать решения о взыскании в различных инстанциях. В результате судебные расходы растут. Мы их обязательно взыскиваем. Есть красноречивые прецеденты, которые свидетельствую о том, что долги лучше оплатить сразу.
В одном из случаев мы взыскали в арбитраже чуть более трех тысяч рублей долга, а судебные расходы по этому делу составили 12 тысяч рублей. Возможно, должники надеются, что все само собой разрешится, что долг как-то спишут. Но сегодня сама экономическая ситуация в рамках жилищного законодательства не позволяет «прощать» какие-либо долги. Как ни странно, именно такую позицию занимает наш муниципалитет. Это один из основных задолжников перед управляющими компаниями за жилищную услугу. Позиция у администрации города такая: мы не платим без решения суда. Ну вот суды и взыскивают задолженности муниципалитета в огромном количестве. Между тем, не оплачивая своевременно бюджетные деньги за принадлежащее муниципалитету имущество, приходится платить по решению суда и основной долг, и пени, и судебные расходы из того же бюджета. — В каких случаях управляющие компании идут навстречу и дают должнику рассрочку? — Как правило, если речь идет о собственниках — физических лицах, собственниках квартир.
Если видим, что у человека есть реальные сложности, не мнимые. В таких случаях всегда идем на уступки. Но только до тех пор, пока должник аккуратно выплачивает долг по рассрочке, буквально как кредит или ипотеку. — Поговорим теперь о должниках – собственниках квартир. Это некоторые наши недобросовестные соседи. Какие меры применяются к ним? — Взыскание долга происходит преимущественно путем подачи заявления о выдаче судебного приказа. Это системная и каждодневная работа.
По группе компаний Первой городской таких заявлений предъявлено уже более 800 на сумму порядка 14 млн рублей. К сожалению, есть собственники, которые не платили годами. С прошлого года в соответствии с жилищным законодательством РФ в группе компаний Первой городской начали проводить работу по ограничению (отключению) подачи электричества в квартиры таких злостных должников, это сотни адресов. Конечно, до отключения обязательно направляется уведомление с предложением оплатить долг в течение 20 дней. И многие действительно платят, не доводя до отключения. Дело еще и в том, что подачу электроэнергии восстановят только за счет собственника после полного погашения долга. — Говоря о долгах, мы говорили о миллионах рублей. Это же фактически на миллионы недообслуживание наших многоквартирных домов! Могут ли повлиять на должников сами жильцы?
— Я думаю, что социальное, общественное порицание – действенная мера. Должники безответственно относятся прежде всего к судьбе своего дома и к своим соседям. Дом – это имущество собственников. Не управляющей компании, не города, а людей, которые в нем живут. Кстати, я заметил, что в домах с крепким жилищным активом, где жильцы друг друга уважают, злостных должников не бывает. — А я напомню читателям, что номера квартир с долгом по квартплате в вашем доме можно увидеть в Личном кабинете абонента на сайте www.kom-online.ru. Спасибо за интервью!